March 02, 2015

Ява, Индонезия

    Ява - это самый густонаселенный остров в мире, который имеет богатейшую историю, 120 вулканов, включая 30 действующих, и самые главные достопримечательности Индонезии – храмы Боробудур и Прамбанан.
    От Джокьякарты – культурной столицы в самом сердце острова, мы проехали сотни километров, чтобы увидеть одни из самых живописных вулканов Индонезии – Бромо и Иджен.

    Мое путешествие по Яве началось с Джокьякарты (или Джокьи, как все ее тут называют). Джокья была обязательным пунктом, так как именно здесь находились храмы Промбанан и Боробудур, которые я просто не могла не посмотреть. О них пойдет речь чуть ниже.

БРОМО | BROMO

    От Джокьякарты до Бромо путь не из близких - 12 часов по однообразной и скучной дороге до Проболингго на минибасе, а оттуда еще около часа до Чеморо Лаванг (Cemoro Lawang) - деревушки, откуда принято стартовать на вулкан.
    В 4 часа утра мы уже ехали на легендарном Land Cruiser 40 под бодрый индонезийский рэп (это надо было слышать!) в сторону горы Пенанджакан (Penanjakan), откуда на рассвете открывается потрясающий вид на вулканы национального парка Бромо-Тенгер-Семеру.

   На дне огромнейшей кальдеры Тенгер расположились Бромо, давно потухший Баток и один из самых высоких и активных вулканов Индонезии - Семеру, переодически выбрасывающий клубы дыма и пепла.
   Зрелище настолько потрясает, что абсолютно забываешь про холод: в теплые страны я не беру ничего, теплее толстовки, а многие пришли встречать рассвет в пуховиках и шапках.
   После восхода солнца нужно было еще спуститься на дно кальдеры, утопающей в густом тумане (или более поэтично - в "Море песка", как говорят местные). Путь по барханам из пепла до подножия вулкана - не менее впечатляющий, нежели рассвет, когда из тумана появляются силуэты лошадей и наездников, вершины гор и очертания храма Пура Лухур Потен.

   Добираться до кратера Бромо от стоянки с джипами не больше 30 минут, а кому прогулки не по душе - большую часть пути можно преодолеть верхом на лошади - до лестницы в 250 ступенек, ведущей к самой вершине.
    Вся верхушка вулкана была уничтожена очередным извержением, а его кратер диаметром в 600 м. извергает густые клубы ядовитого дыма - последние 20 лет Бромо находится в состоянии активности.

   Кстати, отель Bromo Permai I, в котором мы остановились, стоит на самом краю кальдеры, откуда открывается отличный вид. Но без тумана вулканы выглядят уже не так завораживающе.

    Путь от Бромо до Иджена занял около 7.5 часов и был невероятно живописным: серпантины, джунгли и холмы, усыпанные огородами и плантациями сменяли друг друга, а сама дорога восторга не вызывала: ближе к Иджену асфальт и вовсе начал пропадать. Яванцы вообще народ интересный - яма, засыпанная щебнем и прикрытая пальмовым листом, видимо, за яму тут не считается :)
    Ближе к 6 вечера мы прибыли в деревню Blawan (Catimor Homestay). Побродив немного по окресностям, нужно было заставить себя хоть немного поспать: в 2 часа ночи старт на Иджен.

ИДЖЕН | IJEN

    Вулкану Иджен в 2012 присвоили высшую степень опасности и, несмотря на то, что извержение может начаться в любую минуту, здесь много туристов, а на дне кратера вулкана, по соседству с самым большим кислотным озером в мире, идет добыча серы ручным способом в адских условиях.
    Путь до вершины занимает около часа, далее – спуск на дно кратера по узкой скалистой тропе, где ночью очень легко поскользнуться или сбиться с дороги.

    Кратер залит неоновым светом – жидкая сера и газ, выходя из жерла вулкана, горят синим пламенем. Повсюду – едкий серный дым, в котором дышать практически невозможно – внутри все обжигает с каждым вдохом, а во рту появляется кислый привкус серы. Буквально в нескольких шагах – серное озеро, где температура воды выше 60°С, а на глубине 200 метров – в трое выше.
    Когда дышать стало совершенно невыносимо, мы поспешили наверх и, поднявшись на кромку кратера, стали дожидаться рассвета. Облака и туман постепенно рассеивались и перед глазами открылась воронка гигантских размеров, из которой поднимались клубы бледно желтого дыма.

    На дне кратера рабочие без элементарной защиты и респираторов разбивают застывшую серу на большие куски и сгружают в корзины. С такими корзинами на плечах, весом в 75-90 кг, им нужно преодолеть тяжелый подъем из кратера, а затем спуск в 3 км, к ближайшему сахарному заводу, где серу используют в производстве.

    Такой путь рабочим приходится проделывать от 2 до 4 раз в день, в зависимости от тяжести корзин и физической формы. За килограмм серы, доставленной к подножию вулкана, платят по 5 центов.
    Молодые мужчины, каждодневно отравляясь ядовитыми парами, выглядят здесь как старики и порой не доживают и до 30 лет. Но дешевая рабочая сила не иссякает: Ява - самый густонаселенный остров в мире и безысходность толкает людей на самую отчаяную работу, сравнимую с каторгой.

    Иджен поражает своей мощью, завораживает мертвой красотой и фантастическими пейзажами, но в памяти еще на долго остаются страдания, выпавшие на долю людей, вынужденных работать здесь.

ДЖОКЬЯ | YOGYAKARTA

    Улица Малиборо – туристический центр города, с одноименным торговым центром и жд вокзалом, из которого легко и просто уехать в любую часть острова. По обочинам теснятся повозки с лошадьми и велорикши, впрочем, ни лошадям, ни людям работы нет, так что единственное, чем заняты яванцы – сон в весьма неудобных позах.

    Если с главной улицы свернуть в крохотный проулок Gang II, то можно найти множество бюджетных гестов, кафе или арендовать машину с водителем до храмов Борободур и Прамбанан.

БОРОБУДУР | BOROBUDUR

    Строительство Боробудура началось в VII веке, а в X он был уже заброшен. Сотни лет храм находился под слоем пепла и заростал джунглями и был обнаружен только в начале XIX голландцами.

    Храм построен в виде ступы и имеет 5 ярусов: внизу располагается 3 квадратных яруса, стены которых украшены барельефами на тему жизни и учения Будды и 2 верхних круглых, где на верхнем ярусе расположено 72 малых ступ вокруг одной большой.

    К сожалению, в храм рано утром мы не попали, и вся территория была усыпана огромным количеством туристов. Так что весь осмотр храма прошел в ускоренном темпе и, увы, не оставил особого восторга. К тому же, на выходе пришлось идти через длинные ряды палаток с сувенирами: сквозь толпы навязчивых торговцев пришлось прорываться боем в буквальном смысле слова. После такого "приема" не то, что возвращаться сюда не хочется, а напротив - убежать как можно быстрее.

ПРАМБАНАН | CANDI PRAMBANAN

    Подъезжая к Прамбанану, я ожидала увидеть точно такую же картину, как и в Боробудуре. Но, к счастью, на огромной территории храма было практически пустынно и, о чудо, абсолютно тихо!

    Прамбанан расположен у южного склона вулкана Мерапи, в 18 км от города, и включает в себя комплекс индуистских и буддийских храмов. Строительство началось в IX веке при правителях государства Матарам, но уже к X веку Прамбанан был заброшен. Возможно, что причиной послужило извержение вулкана.

    Главный храмовый комплекс Прамбанана - Лара Джонгранг. Самая важная его часть представляет собой квадрат на возвышенной платформе, окруженный каменной стеной и входами со всех 4-х сторон, на котором стоят 16 храмов. Среди них три основных, посвященных главным индуистским богам: самый высокий - Шиве, на севере от него - Брахме, а на юге - Вишну.

    Отправляясь на Яву, я больше всего боялась за погоду: все таки, сезон дождей - не лучшее время, чтобы ходить в гости к вулканам. Но за дни, проведенные на острове, не было и намека на дождь. Что ж, Ява, большое спасибо за гостеприимство!

Список цен, актуальных на январь 2015:

• перелет Денпасар - Джокьякарта рейсом Air Asia - 370 000
• сбор аэропорта при вылете - 75 000
• такси из аэропорта до центра Джокьи - 40 000
• машина с водителем до храмов Прамбанан и Боробудур - 150 000
• входной билет в Боробудур - 250 000
• входной билет в Прамбанан - 220 000
• дабл в гесте на Gang II - 100 000
• трансфер до вулканов Бромо и Иджен, 2 ночлега с завтраками, джип и трансфер до Бали - 750 000
• билет в парк Тенгер-Бромо-Семеру - 250 000